Очередной учебный год в Ставропольской хореографической школе (Пирогова, 36) завершается серией из четырех итоговых концертов- показов освоенной учащимися программы обучения в течении очередного года от первого до последнего класса, также ансамбля танца «Радуга» и группы учащихся «мам- пап», которые тоже продвигаются вперед в обучении танца от простого к сложному. С появлением у школы собственного концертного зала появилась возможность показать родителям и ученикам, поклонникам искусства танца итоги его освоения без купюр отбора только лучшего в едином отчетном концерте, как это было в прошлом.
В хореографической школе обучают по авторским методикам изучения народно- сценического, классического, современного танца, где учащиеся осваивают учебные композиции начиная с небольших форм вариационных танцев этюдного характера, которые постепенно становятся законченными номерами концертной программы, вроде «Собери внимание» или «Современной фантазии» до «Непослушных красок», с закрепленными игровыми упражнениями в целостном действе.
В отчетном показе видна наработанная преемственность единых принципов и подходов к обучению разных педагогов со своими жанровыми пристрастиями, постановочным опытом, эстетическим вкусом в освоении учащимися обязательного программного минимума постановки корпуса тела, рук, ног, головы, устойчивости на полупальцах в хороводах, вращениях, больших прыжках, с учетом физиологических особенностей каждого учащегося.
Обучение в хореографической школе сочетается с массовыми репетициями готовых номеров, участием в концертах в городе и крае, поездками на фестивали. Образцовый ансамбль «Радуга» в прошедшем учебном году побывал на фестивалях в Сочи, престижном всероссийском в Москве и других, жизнь в школе насыщенная и увлекательная.
Видна устоявшаяся система предпрофессиональной подготовки учащихся в технических навыках, исполнительской манере, вере в себя на сцене, желании быть лучшим. Народно- характерный танец, подкрепленный классическим тренажем обеспечивает юным артистам благородство жестов и тела, образность в казачьих танцах, белорусском «Крыжачке», татарском, сербском, в которых учащиеся овладели азами стилей, манерой исполнения танцев разных народов, их темпы и ритмы.
В модерн- джаз танцах «Современной фантазии», «Мальчишках нашего двора» юные артисты показали иную освоенную исполнительскую манеру с элементами акробатики, гимнастики, пантомимы. Они прилично «вращают» и «прыгают, соблюдают требования ансамблевого исполнительства. В танцах четко обозначены физические, технические, эстетические нормы мужского и женского танца, в поведении, движении нет «бесполой» исполнительской манеры. Среди фигурных танцев в концерте особенно выделяются «орнаментальные» хороводы с различными вариантами рук, шалями, платками, по нарастанию двигающихся то в ряд, то связывающихся в круг в различных песенных ритмах.
Балет наиболее элитарный в мировой классификации из видов искусств, где человек является материалом, инструментом и творцом, созидающим из себя произведение искусства. Юные танцовщики «пропускают» через свой еще несовершенный двигательный аппарат всю освоенную технологию движений, осознавая их правильность, желая сделать разученное как все, сделать лучше. Обучение и воспитание детей искусству танца стало возможным благодаря профессионализму педагогов школы, с помощью неугасимой веры и энтузиазма родителей, о которых в финале концерта с уважением говорил директор хореографической школы А. П. Виниченко. Много хорошего им было сказано и выпускникам школы.
Можно с полным правом говорить о понятии «хореографическая среда», которая сформировалась вокруг школы со всеми вытекающими признаками уважительного отношения учащихся и родителей к процессу обучения именно в этом престижном учебном заведении, обязательное присутствие на концертах нашего городского и краевого «хореографического бомонда», который формирует гласную и негласную оценочную шкалу, учредителей и представителей средств массовой информации, которые достаточно полно отражают жизнь школы в электронных и печатных источниках.
В новых условиях обучения детей танцу подобными концертами школа совершенствует свой респектабельный имидж ведущего хореографического учебного заведения в крае и России.
Статья Владимира Лычагина.