В.М. ЛЫЧАГИН заслуженный работник культуры РФ, председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края
Ставропольская детская хореографическая школа, имеющая прочную репутацию ведущей в танцевальном образовании у нас в крае, в числе ведущих в России, живет в ожидании важного события- скорого открытия специализированного концертного зала почти на шестьсот мест с хорошо оборудованной для показа танцевальных программ сценой, всеми закулисными удобствами для юных артистов и респектабельной зрительской частью комплекса.
Этот дорогостоящий для города Ставрополя проект не с неба свалился, его поэтапная реализация явилась оценкой властей города и края итогов работы более чем трех десятилетий высокопрофессионального педагогического коллектива, трудов не одного поколения родителей и их талантливых детей, которых вышло из стен школы за более чем тридцатилетнюю историю свыше полутора тысяч.
Многие из них связали свою судьбу, после окончания высших учебных заведений, работой в ведущих профессиональных хореографических коллективах России. Другие стали элегантными, физически здоровыми в разных других областях профессиональной деятельности, то есть с пользой для себя и своего здоровья обучались танцу.
Все эти совместные усилия педагогов, родителей и детей оформились в обучение и концертное исполнение многочисленных учебных программ младшеклассников и концертных программ образцового детского ансамбля «Радуга» на сценах Ставрополя, края, городах и весях России и мира- от Тайваня до Перу. Международные и российские призы и премии конкурсов и фестивалей с участием Ставропольской хореографической школы с трудом поддаются подсчету. Это один из брендовых ставропольских и российских коллективов на мировом фестивальном концертном небосклоне.
Открытие концертного зала фактически завершит создание крупного российского учебного хореографического комплекса, где обучаются почти семьсот детей классическому, народному, современному танцам, под руководством его бессменного директора А. Виниченко, заслуженно имеющего за свой подвижнический труд все мыслимые ныне награды. И, конечно же, талантливых педагогов, не одно десятилетие работающее с детьми: А. Ореховой, О. Селюковой, И. Виниченко, Е. Виниченко, Т. Загинайко, Ю. Белокобыльской, Ю. Бровуна и многих других, труд которых тоже по заслугам оценен.
Основной творческой особенностью Ставропольской хореографической школы, среди других российских, является последовательное изучение и сохранение традиций народного танца, который кажется, на первый взгляд зрителя мало посвященного в его тонкости, очень простым.
Но в сценической интерпретации хореографов- постановщиков школы народный танец наглядно показывает нам зрителям, каков мир души русских людей, других народов, каковы взаимоотношения юноши и девушки, мужчины и женщины, проявляющие душу через тело, когда душа правит телом, а не наоборот.
В танце все схватывается на лету и не нужно часами рассказывать о своих чувствах, писать длинные любовные письма, как известный поэтический персонаж в известном произведении известного поэта.
Педагоги и постановщики танцев в хореографической школе обучают учащихся и зрителей в своих сценических работах, на основе обычаев и обрядов того или иного народа, пониманию всей сложности многообразия окружающего нас мира людей, их традиций, которые надо уважать и беречь.
В постановках современных танцев ансамбля «Радуга», учебных ансамблях младших классов видны поиски балетмейстерами новых форм движения, приближенных к естественному, раскрепощенному пластическому языку тела, будь то в танцах модерн или фолк. Каждое движение на сцене в современном танце раскрепощает ребенка, его движения естественные и спонтанные. Он так живет. Его музыка зовет к полету.
В учебной работе педагогов хореографической школы в классах, в сценических постановках хореографических миниатюр, танцевальных картинок, сюит танцев мы видим тщательный подбор балетмейстерами музыкального материала в качественных аранжировках, без которых любой танцевальный замысел не выполним.
Много внимания уделяется сценическому оформлению хореографических постановок- костюмам, подбору обуви, реквизита. Все это стоит немалых денег и без помощи родителей, спонсоров, бюджетных дотаций ни один танец невозможно показать зрителю. В сценическом оформлении программ хореографической школы нынче активно используются возможности современных компьютерных технологий.
В работе всего творческого коллектива Ставропольской хореографической школы наглядно просматривается стремление привить учащимся понимание танца, как школы жизни, воспитать у детей осознанность всего происходящего в нем через внутренний поток чувств и ощущений, через личностные переживания музыки и движений.
Это возможно только в Ставропольской хореографической школе, в новом обустроенном школьном комплексе.